saab-00-
Все свои достижения в авиационном строительстве Saab пытается использовать в производстве автомобилей.

Компания Svenska Aeroplan Aktiebolaget — Swedish Airplane Company (SAAB) была основана в 1937 году. Главной задачей компании было производство бомбардировщиков и истребителей для военно-воздушных сил Швеции. Сравнительно молодая компания сегодня является одним из самых крупных производителей реактивных самолётов в Европе.
В 1937 году,в преддверие второй мировой войны, правительство Швеции решает развивать национальное авиастроение.
Дабы избавиться от иностранной зависимости в 1937 г. несколько национальных предприятий при поддержке правительства образовали авиазавод, организованный в г. Тролльхеттан в 100 км от Гетеборга, получивший название Svenska Aeroplan AB — сокращенно SAAB.
Первый самолет — бомбардировщик Junkers Ju86 — шведы выпускают по немецкой лицензии.
Но уже в 1940 году конструкторское бюро SAAB в городе Линчeпинг, где при локомотивостроительном заводе ASJ с начала 30-х годов
существовало небольшое авиапредприятие, разрабатывает бомбардировщик В–17 собственной конструкции, за ним последовали другие боевые машины, в том числе и штурмовик с толкающим винтом.
В середине 30-х годов правительство Швеции пребывало в довольно затруднительном положении. На горизонте маячила война в Европе и было очевидно, что у страны не хватит ни материальных ни людских ресурсов, чтобы защитить свой нейтралитет от иностранного вторжения. В то время, единственным национальным авиапроизводителем была компания ASJ, ранее специализировавшаяся на выпуске железнодорожной техники. Оценив свои силы, шведское руководство пришло к выводу о необходимости создания предприятия, чьей основной задачей будет оснащение современными боевыми самолетами шведских ВВС. Так, в апреле 1937 года на свет появилась компания Svenska Aeroplan Aktiebolaget (Шведская авиастроительная компания — SMB, позднее — SAAB). Всю войну SAAB работает исключительно на военную авиацию…
Но в мирное время нужды армии, тем более в остававшейся нейтральной стране, резко снизились, и вот тогда–то совет директоров решил направить высвободившиеся ресурсы на автомобилестроение.
Среди производственных корпусов, на заводе SAAB в Тролльхаттане, до сих пор сохранились и авиаангары, и бывшая диспетчерская вышка
Над проектом автомобиля Saab первого поколения трудилось всего 20 авиационных инженеров под руководством Гуннара Лангстрома . Деревянные макеты кузовов, а потом и прототипы, продували в аэродинамической трубе Линкопинга — там же, где разрабатывался в то время и перехватчик Saab J21 с толкающим винтом и фюзеляжем, построенным по двухбалочной схеме.
К середине января 1946 года были выполнены подготовительные чертежи кузова и создана полномасштабная деревянная модель будущего автомобиля. После окончательной доводки модели, шведские мастера, вручную, начали изготовление стального кузова и, летом 1946 года прототип № 001, под регистрационным номером E 14783, был готов. Вслед за этим начались его многочасовые испытания, по результатам которых в сентябре того же года был утвержден окончательный облик автомобиля. Годом позже, 10 июня 1947 года на свет появился второй автомобиль — Saab 92.002. Всего же, за год тестов три прототипа Saab накрутили на своих одометрах 280.000 километров пробега по скандинавским дорогам. Первый макет в 1/10 натуральной величины представили в 1946 г., а вскоре был готов и ходовой образец. “Saab 92001” оказался, мягко говоря, нетрадиционен: поперечно расположенный 2–цилиндровый 2–тактный двигатель приводил передние колеса, а продувка кузова понтонной фирмы в аэродинамической трубе дала фантастический результат: Сх равнялся 0,33. Однако выглядел прототип страшновато, так что в испытательный 200 000–мильный пробег отправились прототипы, дизайн которых отшлифовал заводской художник фирмы, Сикстен Сасон,который тогда рисовал «рентгены» саабовских самолетов и инструкции для летчиков и механиков. А поскольку и он ранее занимался авиацией, аэродинамика почти не пострадала, Сх=0,35. Именно такой автомобиль под названием “Saab 92” (индекс последнего самолета был 91) и представили журналистам 10 июня 1947 г. с обещанием начать производство не позже, чем через 2 года — как только подготовят производственные помещения и оснастку. При этом гарантировалось, что импортных деталей в нем будет не более 17 %.

saab-01-
Первый автомобиль Saab, прототип 92001, обладал впечатляющими аэродинамическими показателями.

Окончательный дизайн автомобиль получил благодаря стараниям стилиста фирмы Сикстен Сасон. Первый серийный автомобиль был выпущен в декабре 1949 года и получил индекс 92 (индекс последнего самолёта был 91). Выпускался Saab 92 вплоть до 1956 года, а всего за это время было сделано более 20 000 автомобилей.

Модель 92 — первый серийный автомобиль Saab — привлёк внимание к этой шведской марке и за 7 лет разошёлся тиражом в 20 тысяч экземпляров.
Модель 92 — первый серийный автомобиль Saab — привлёк внимание к этой шведской марке и за 7 лет разошёлся тиражом в 20 тысяч экземпляров.

На фотографии, сделанной в 1947 году на рулежной дорожке местного аэродрома, они стоят вместе — украшенный шведскими тремя коронами Saab J21 и маленький двухдверный автомобильчик Saab 92002 — второй прототип 92-й модели — оба строились авиационными инженерами в Линчeпинге
Концепцию и устройство силового агрегата саабовские авиаинженеры «подсмотрели» у немцев — фирма DKW еще задолго до войны выпускала переднеприводные автомобили с расположенным поперек двухтактным двухцилиндровым двигателем водяного охлаждения. Но Saab 92 сильно отличался даже от перспективных немецких разработок.

Серийное производство автомобилей заводе в Тролльхеттане началось летом 1949 г., и за первые два года было выпущено 1246 автомобилей. Мизерные объемы объяснялись использованием авиационных технологий, например, таких, как стапельная сборка. Но шведы не гнались за валом (10 000 машин сделали только в 1954г.), акцентируя внимание на качестве. Коэффициент сопротивления воздуха обтекаемого, без подножек и выступающих крыльев, несущего кузова составлял всего 0,35, поэтому 25-сильный моторчик мог разогнать машину до скорости 105 км/ч! А независимая торсионная подвеска всех колес, реечное рулевое управление и обгонная муфта в трансмиссии, которая позволяла переключать передачи, не пользуясь сцеплением, сразу завоевали 92-му славу исключительно легкого и приятного в управлении автомобиля. Cикстен Сасон и конструкторы Saab, сами того не ожидая, заложили новые традиции автопроизводства, в соответствии с которыми вот уже более полувека выпускаются автомобили знаменитой марки, дерзко прорвавшейся в 1947 году на совершенно новый для нее рынок. Ярко выраженная аэродинамичность линий, мощные двигатели, передний привод, современные технические решения, надежность и безопасность — вот формула успеха Saab. Saab 92, положивший начало 30-летней династии моделей шведской фирмы, выпускавшихся с 1950 до 1979 года, стал одним из популярнейших автомобилей у многих поколений шведов. Его оригинальная внешность, замечательная практичность и неплохие ходовые качества были по достоинству оценены покупателями. Серийное производство Saab 92 началось в декабре 1949 года, и 16 января 1950 года первые три серийных автомобиля отправились к своим владельцам. Первые же автомобили Saab, появившиеся в автосалонах, привлекли к себе большое внимание посетителей. Выстраивались огромные очереди желающих хотя бы посмотреть на эти, удивительные, окрашенные в «фирменный» авиационно-зеленый цвет, автомобили. И хотя модели Saab 92 первых лет имели свои недостатки, такие, например, как отсутствие крышки багажника, из-за чего вещи приходилось грузить через задние сидения, автомобиль шел просто нарасхват. К началу официальных продаж, своих новых автомобилей уже ждали около 20000 покупателей! Однако, несмотря на повышенный интерес к новой продукции Saab, в первый год масштабы производства были достаточно невелики: в день собирали по 4 автомобиля и за год было выпущено всего 1246 Saab 92. В декабре 1952 года состоялась премьера Saab 92B, чей кузов, наконец-то оснастили крышкой багажника, Кроме того в отделке экстерьера появился хром, увеличилось заднее стекло, впереди и сзади были установлены кресла новой конструкции, расширилась цветовая гамма окраски автомобилей, а в списке опционального оборудования появился люк.
Saab 92B
К тому же они очень быстро подготовили модификацию 92B с более мощным двигателем, большим задним стеклом, заправочной горловиной в левом заднем крыле, складывающейся спинкой заднего сиденья и не только зеленым цветом.

В 1955 году Saab обновил модельный ряд и представил модель 93. Новый автомобиль имел радикально усовершенствованный трёхцилиндровый двигатель, новую трансмиссию, а также бескамерные шины. Saab 93 продержался на конвейере до 1960 года.

В конце 1950-х годов Saab 93 был флагманом модельного ряда.
В конце 1950-х годов Saab 93 был флагманом модельного ряда.

1 декабря 1954 года появилась совершенно новая модель шведского семейства — Saab 93. Помимо того, что автомобиль получил новый продольный 3-цилиндровый 33-сильный двигатель и новую коробку передач, его кузов подвергся значительному рестайлингу. Это был Saab уже нового поколения. Исправляя ошибки дизайна первой модели, Сасон в «итальянском» стиле создал новую переднюю часть кузова, хотя разделенное перемычкой лобовое стекло оставалось без изменений еще пару лет. С Saab 93 компания вышла на внешний рынок и маленькие шведские автомобильчики бодро побежали по дорогам Америки, Испании, Португалии и ряда других стран. Теперь Saab 93 имел расположенный продольно 3–цилиндровый двухтактный двигатель с термостатом, который разместили продольно, торсионные подвески заменили пружинными, улучшили тормоза, установили бескамерные шины, а бензобак расположили в наиболее безопасном месте — между задними колесами. Сасон улучшил дизайн, оставшийся принципиально неизменным до начала 70–х. Подтянулись и производственники, взявшие 10–тысячный рубеж. В результате в 1956 г. шведы рискнули начать поставки в США, и уже годом позже экспорт от первых скромных 250 возрос до 1410 машин, что составляло 14 % общего выпуска. Модель 93 имела уже несколько модификаций. Опять же “В” с цельным лобовым стеклом, наружным зеркалом заднего вида, мощными передними тормозами, улучшенной отделкой салона и правым рулем на заказ. Кроме того, установив специальный комплект — цельный, вместе с фарами и облицовкой радиатора, пластиковый и легкосъемный капот, 4–ступенчатая КПП, 2 карбюратора, поднимающие мощность на 12 л.с. — автомобиль трансформировался в годящийся и для ралли “Saab Granturismo 750”. Он был из тех, которые сегодня называют спортивными седанами, но в 1956 г. на Стокгольмском салоне блистал и настоящий “спортсмен”, “Saab 94 Sonett”. Это Saab 93 — уже с трехцилиндровым двухтактником, установленным продольно за пределами базы. Бензобак — в безопасном месте за задним сиденьем
Попытка компании построить спортивную модель была предпринята в 1956 году. Saab Sonett развивал мощность 57,5 л.с., максимальную скорость 160 км/ч и весил 500 кг. В 1956 году было выпущено всего 6 экземпляров Saab Sonett.

Saab Sonett сложно назвать серийным автомобилем, так как он был выпущен всего в 7 экземплярах.
Saab Sonett сложно назвать серийным автомобилем, так как он был выпущен всего в 7 экземплярах.

В основе лежали облегченные узлы 93–го и форсированный до 57 л.с. двигатель, разгонявший родстер массой 500 кг до 210 км/ч и позволявший пройти километр с места за 34 с. Необычный пластиковый кузов длиной 3500 мм и высотой 825 мм Сасон проектировал с учетом гоночных и дорожных требований. К сезону 1958г. было построено 6 родстеров, но изменившиеся правила для категории GT похоронили многообещающий проект. Лишний раз подчеркивает все достоинства автомобилей Saab их большая популярность на заокеанском рынке, куда в течение ряда лет безуспешно пытались прорваться многие европейские автопроизводители. Сегодня США, где Saab является излюбленным автомобилем университетской интеллигенции, один из основных рынков сбыта шведской компании. В 1954 году вышел первый спортивный Saab- Sonett, двухместный родстер, с чистыми, аэродинамичными, изящными линиями кузова, выполненного из стекловолокна. Название новому автомобилю дал его создатель, Сикстен Сасон. Когда дизайнер увидел первый готовый образец автомобиля, он воскликнул : «So natt den ar!» (Как он изящен!). (Интересно, что подобным образом окрестил свой Lamborghini Countach и Нуччио Бертоне). Периодически меняя двигатели, Sonett оставался в производстве вплоть до 1974 года.Фактически, не внося никаких кардинальных изменений в конструкцию своих серийных моделей, Saab выпускал довольно неплохие гоночные автомобили, участвовавшие в различных национальных соревнованиях. Однако, для выступления в международных ралли и гонках, требовался новый автомобиль класса GT и, в середине 50-х годов, работы по его созданию были поручены Сикстену Сасону и штатному гоночному эксперту Рольфу Мелльде. Так был создан Saab Sonett Super Sport, оснащенный алюминиевым, монококовым шасси и 3-х цилиндровым двигателем, заимствованным у Saab 93, с увеличенной до 57.5. л.с.мощностью. Кузов автомобиля, чей дизайн был разработан Сасоном, был выполнен из новейшего материала — стекловолокна, усиленного пластиком. В январе 1950 года две модели Saab вышли на международную спортивную арену, приняв участие в ралли Монте Карло. Однако первого настоящего спортивного успеха автомобили Saab добились в начале 60-х, когда швед Эрик Карлссон, оставив позади всю гоночную элиту Европы, три года подряд был победителем английских ралли RAC. Весной 1958 года, на Нью-Йорском автошоу состоялась презентация первого серийного спортивного автомобиля Saab — Saab 750 Granturismo. Силовую установку шведского спортсмена составлял 3-цилиндровый 38-50-сильный двигатель. Кузов автомобиля, чьи традиционно стремительные, динамичные линии был созданы Сасоном, украшали две хромированных полосы, пущенные по кузову и пара дополнительных фар. В 1958 году появился Saab 750 Granturismo, а вслед за ним Saab 750 GT на базе Saab 96 и Saab Sport. В 1966 году, когда Эрик Карлссон на Saab Sport одержал победу в престижных ралли Монте Карло, модель, в честь этой победы назвали MonteCarlo 850.

«Горячая» версия модели 93 — 93 750 Gran Turismo — стала первым массовым спортивным автомобилем Saab.
«Горячая» версия модели 93 — 93 750 Gran Turismo — стала первым массовым спортивным автомобилем Saab.

Молодая и динамично развивающаяся компания пытается охватить как можно большую потребительскую аудиторию и в 1959 году выпускает модель 95 — первый грузопассажирский Saab пока единственный в истории фирмы универсал 95, рассчитанный на 7 человек (задние пассажиры, как в “американцах”, сидели задом наперед) или на 0,5 т груза, а длина грузовой площадки при сложенных сиденьях равнялась 1600 мм. Saab 95 оснащался сиденьями для двух, пяти или семи пассажиров и имел новый 4-цилиндровый V-образный мотор немецкого филиала Ford Motor Co.

Saab 95, появившийся в 1959 году, существовал в двух ипостасях — двухместного фургона и семиместного спортивного автомобиля.
Saab 95, появившийся в 1959 году, существовал в двух ипостасях — двухместного фургона и семиместного спортивного автомобиля.

1960 год ознаменовался выпуском легендарной модели Saab 96, которая на протяжении 20 лет была лидером в области продаж. Saab 96 также был оснащён двигателем Ford Motor Co. Короткая V-образная «четвёрка» удачно вписалась в ограниченное подкапотное пространство, правда, нос машины всё же пришлось слегка удлинить. К 1980 году было выпущено более 547 000 экземпляров этой модели. 17 февраля 1960 года журналистам показали Saab 96. У него был более мощный мотор, а вентиляция осуществлялась с помощью «сквозного» потока. На этой машине Эрик Карлссон побеждал в самых престижных ралли 60-х годов. Следующей этапной моделью в 1960г. стал “Saab 96” с обновленным передком и интерьером, просторным салоном и такими невиданными по тем временам новшествами, как ремни безопасности (1962г.) и двухконтурная диагональная тормозная система, появившаяся в 64–м. Надо сказать, успехи молодой фирмы впечатляли — в 1961 г. было выпущено 35 890 “саабов” (10 % — универсалы), и доля на внутреннем рынке составила 13 %. Совсем неплохо шел и экспорт, чему в немалой степени способствовали спортивные успехи. О марке заговорили еще в 52–м, когда Грета Моландер выиграла в Монте–Карло “Дамский кубок”. Но подлинный фурор произвел Эрик Карлссон, ставший в 1959 г. чемпионом Европы по ралли, в 1960–63 годах выигравший английское RAC–ралли, блиставший на кенийском Сафари и побеждавший в Монте–Карло в 62–м и 63–м. Но на кольце шведам не везло фатально — в 1960 г. гоночные машины формулы “Юниор” с 3–цилиндровым 70–сильным 2–тактным двигателем и пластмассовым кузовом показала на гонках в Карлскоге и Хельсинки отличную скорость и… негодную управляемость. Saab 96, который продержался на конвейере 20 лет, с 1960 по 1980 год, помимо двухтактных «трешек» оснащался и фордовскими моторами V4. Базовая модель менялась в 60–х незначительно. Самой заметной была модификация 1965 г. с новым оформлением передка, решеткой радиатора из нержавеющей стали, современной приборной панелью и рулем с кнопкой клаксона в центре. Тогда же была сделана и очередная квазиспортивная версия 96 “Monte Carlo” с тремя карбюраторами и мотором в 55 л.с., на которой Пат Мосс–Карлссон завоевала очередной “Дамский кубок”. Еще одна любопытная конструкция появилась на волне повального увлечения автотуризмом. Кемпер “Saabo caravan”, несмотря на скромные размеры (масса около 300 кг, длина 2740 мм), имел 5 спальных мест (3 — на откидных полках), 2 мягких дивана, обеденный столик, 2 шкафа, мойку и газовую плитку. Однако все это можно отнести хоть и к удачным и прибыльным, но все же шуткам мастера. На подходе был новый “Saab 97”, и он дебютировал в 1966 г. Только совсем не такой, как ожидалось. Наше незабвенное “битому неймется” — это и про шведов тоже, которым не давали покоя лавры земляков — конкурентов с их купе “Volvo 1800”.

Именно моделью 96 Saab заявил о себе по всей Европе: автомобиль стал сверхпопулярным и выпускался более 20 лет.
Именно моделью 96 Saab заявил о себе по всей Европе: автомобиль стал сверхпопулярным и выпускался более 20 лет.

Победы в автоспорте дали импульс к созданию двухместного спортивного автомобиля — Saab Sonett II (Saab 97). Разработка этой модели была поручена компаниям MFI из Мальме и ASJ из Арлова. Прототипы были готовы к началу 1965 г., причем второй, хоть его и делали… “железнодорожники” (ASJ — это “Шведские железнодорожные работы”), был поинтереснее. Выдержанный в духе “Alfa Romeo”, он имел крышу типа “targa”, авторство которой приписывают “Porsche”. (Похоже, шведы тут лопухнулись — немцы свой знаменитый патент получили 11.08.1965, а скандинавский кузов был готов в марте). Однако испытания выявили некоторые технические и технологические недоработки, и весной 66–го в Женеве и Нью–Йорке экспонировался претерпевший минимум изменений автомобиль от “Авиастроения Мальме”, а к концу года было продано 60 “Sonett II” — по тем временам не так уж и мало. Впрочем, победа “летчиков” оказалась пирровой — потенциал ASJ оказался столь высок, что компания получила приглашение участвовать в осуществлении сверхсекретного проекта “Gudmund”. Скандинавам было что прятать — ведь результатом стал легендарный “Saab 99”, и сегодня считающийся одной из жемчужин мирового автомобилестроения. Но о второй половине истории “Saab Automobile АВ” — в следующем номере. Но по сути это были автомобили очень близкой конструкции. Кузов автомобиля был изготовлен из пластика, армированного стекловолокном, и имел крышу типа targa. Дебют Saab Sonett II состоялся весной 1966 года на автосалонах в Женеве и Нью-Йорке, а к концу года было продано уже 60 экземпляров модели.

Saab Sonett II обошёл своего предшественника по объёмам продаж, разойдясь уже в первый год существования в количестве 60 штук.
Saab Sonett II обошёл своего предшественника по объёмам продаж, разойдясь уже в первый год существования в количестве 60 штук.

В середине 1968 года появился Saab 99. Это был автомобиль классом выше 96-го, он был больше и просторнее, престижнее и дороже.Под капотом был продольно, маховиком вперед (!) установлен 1,7-литровый 80-сильный верхневальный мотор, который поначалу закупали у английской фирмы Standard-Triumph, — это был передовой по тем временам двигатель, конструкция которого легла в основу всех последующих саабовских «четверок» вплоть до недавнего времени. Компоновка первенца Saab 92 с поперечно расположенным двухцилиндровым двухтактником Набросок Сасона: так рождался Saab 99… Четырехступенчатая КПП располагалась под двигателем, а ее первичный вал приводился от коленвала пластинчатой цепью Морзе. «Ручник» действовал на передние (!) колеса. Все тормоза были дисковыми… Хотя раньше многие находили сасоновский дизайн весьма странным, а некоторые саабовские технические изыски — вроде привода водяной помпы зубчатым валиком на некоторых моторах 99-го — не приносили ничего, кроме хлопот в эксплуатации, но именно эта несхожесть с остальными сделала Saab (как и Citroen!) автомобилем для интеллектуалов и индивидуалистов. Большинство находило эти машины некрасивыми, а некоторые влюблялись в них на всю жизнь. Авторитетный английский журнал «Car» писал, что Saab 99 — не только образцовый солидный автомобиль (понятия «бизнес-класс» ещё не существовало), но и самый безопасный в Европе.

Saab 99 являлся одним из самых безопасных автомобилей в конце 1960-х годов.
Saab 99 являлся одним из самых безопасных автомобилей в конце 1960-х годов.

В 1969 году произошло слияние Saab AB и производителя грузовых автомобилей SCANIA-VABIS AB. Новая корпорация получила название Saab-SCANIA AB и имела 12 предприятий в Швеции; штаб-квартира располагалась в Седертелье.

1970 год был знаменателен двумя большими событиями в истории компании. В этом году с конвейера сошел 500-тысячный Saab.

Появился Saab Sonett III — серьёзно модифицированная модель Sonett; новый кузов был разработан в Италии дизайнером Серджо Коджиоло. Также надо отметить, что Saab Sonett III стал первым автомобилем компании, рычаг переключения передач которого располагался на полу. Самая известная спортивная модификация «шведа» выпускалась по 1974 год, всего было собрано 10 219 автомобилей.

Спортивный автомобиль Sonett III выделялся на фоне других автомобилей шведской марки своей внешностью, разработанной итальянскими дизайнерами.
Спортивный автомобиль Sonett III выделялся на фоне других автомобилей шведской марки своей внешностью, разработанной итальянскими дизайнерами.

Постоянные усовершенствования и инновации компании привели к созданию в 1973 году Saab 99 Combi Coupe. Практичный хэтчбэк имел складывающиеся задние сидения и широкий проём двери багажного отделения — это делало автомобиль исключительно функциональным.

Очень практичный Saab 99 Combi Coupe появился на свет в 1973 году.
Очень практичный Saab 99 Combi Coupe появился на свет в 1973 году.

Имея штат профессионально подготовленных инженеров и применяя авиационные технологии, в 1976 году Saab впервые в мире использует турбонаддув в серийном автомобильном производстве. Надёжность двигателей с турбонаддувом становится достаточной, чтобы использовать их в серийных автомобилях. На автосалоне 1977 года во Франкфурте Saab 99 Turbo производит фурор. И ещё на протяжении длительного периода Saab остаётся единственным законодателем в области турбостроения двигателей.

saab-12-
Saab 99 Turbo — эталон турбированного автомобиля конца 1970-х — начала 1980-х годов.

Saab 900 дебютировал в 1978 году сразу в двух вариантах кузова — 3-дверный хэтчбэк, за свою прочность и надёжность чрезвычайно полюбившийся полиции, которая привыкла не щадить служебный транспорт, и 5-дверный хэтчбэк, очень эффектный благодаря дополнительным задним окошкам. Saab не останавливался на пути нововведений, и модель с индексом 900 стала первой в мире машиной с фильтром очистки воздуха, поступающего в салон.

Saab 900 — первый в мире серийный автомобиль с воздушным фильтром для очистки поступающего в салон воздуха.
Saab 900 — первый в мире серийный автомобиль с воздушным фильтром для очистки поступающего в салон воздуха.

В 1980 году компанией Saab разработана система APC, которая позволяла регулировать подачу топлива, увеличивая или уменьшая давление турбонаддува. Модельный ряд 900 пополняется новой модификацией с кузовом седан. В этом же году уходит на заслуженный отдых Saab 96.

Появившийся на свет в 1980 году Saab 900 с кузовом седан отправил на пенсию модель 96.
Появившийся на свет в 1980 году Saab 900 с кузовом седан отправил на пенсию модель 96.

Первый в истории автомобилестроения 16-клапанный мотор с турбонаддувом — это заслуга инженеров фирмы Saab. В 1983 году появился на свет Saab 900 Turbo 16S, оснащённый таким двигателем. Saab 900 Turbo 16S известен также под названием Aero.

Мотор, который устанавливали на Saab 900 Turbo 16S, стал первым в мире 16-клапанным двигателем с турбонаддувом.
Мотор, который устанавливали на Saab 900 Turbo 16S, стал первым в мире 16-клапанным двигателем с турбонаддувом.

Попытка 1984 года позиционироваться среди автомобилей бизнес-класса оказалась более чем успешной. Saab 9000 Turbo прочно закрепил свои позиции в этом сегменте престижных автомобилей и был признан в Америке «лучшим большим автомобилем».

Обладатель нескольких международных наград, Saab 9000 Turbo и по сей день встречается на улицах российских (и не только) городов.
Обладатель нескольких международных наград, Saab 9000 Turbo и по сей день встречается на улицах российских (и не только) городов.

В 1984 году сходит с конвейера последний Saab 99 — его приверженцам была предложена модель Saab 90. Большой известности «девяностому» не суждено было добиться, так как продавался он только на внутреннем рынке Швеции.

С началом выпуска в 1986 году Saab 900 Convertible открылась ещё одна знаменательная страница в истории компании.

Элегантный Saab 900 Convertible имел большой успех на рынке кабриолетов.
Элегантный Saab 900 Convertible имел большой успех на рынке кабриолетов.

В 1988 году в модельной линейке 9000 появляется новый вариант кузова — седан. Эта модель имела обозначение Saab 9000 CD и оснащалась противобуксовочной системой TCS (Traction Control System).

Saab 9000 с кузовом седан (заводской индекс CD) появился в 1990 году и сразу стал лидером продаж.
Saab 9000 с кузовом седан (заводской индекс CD) появился в 1990 году и сразу стал лидером продаж.

Реструктуризация отделения Saab Car в 1990 году делает независимой компанией Saab Automobile AB. AB и General Motors получают по 50% акций.

С 1991 года Saab обновляет модель 9000, и теперь она имеет индекс CS. В ходе рестайлинга Saab 9000 CS получает не только новую внешность, но и впервые в мире оснащается кондиционером, не использующим фреоносодержащий хладоген, а также системой защиты от боковых ударов.

Рестайлинговый Saab 9000 (индекс CS) стал первым автомобилем с революционной системой защиты от боковых ударов.
Рестайлинговый Saab 9000 (индекс CS) стал первым автомобилем с революционной системой защиты от боковых ударов.

В 1993 году увидел свет первый совместный проект Saab AB и GM. Saab 900 (New Generation) имел высочайший уровень безопасности. Автомобиль оснащался задним сиденьем, в конструкцию которого входили натянутые ремни, тремя диагонально-поясными ремнями безопасности пассажиров заднего сиденья, системой защиты задней части салона от боковых ударов. Эти нововведения позволили закрепить за маркой Saab славу одного из самых безопасных автомобилей в мире.

Saab 900, появившийся в 1993 году, убедил мировую общественность в том, что не только Volvo печётся о безопасности.
Saab 900, появившийся в 1993 году, убедил мировую общественность в том, что не только Volvo печётся о безопасности.

Saab 900 Convertible 1994 года был новым поколением автомобилей со складывающейся крышей. По мнению разработчиков, новый кабриолет был сделан всесезонным. Saab 900 Convertible можно было эксплуатировать круглогодично, так как он оснащался двойным тентом, обогревом заднего стекла и мощной печкой — как-никак, северные корни.

Saab 900 Convertible, увидевший свет в 1994 году, можно было использовать и жарким летом, и суровой зимой. Как-никак, создатели автомобиля — скандинавы.
Saab 900 Convertible, увидевший свет в 1994 году, можно было использовать и жарким летом, и суровой зимой. Как-никак, создатели автомобиля — скандинавы.

В 1997 году флагманский Saab 9000 заменён новой моделью Saab 9-5. Возврат к индексированию моделей двумя цифрами, на манер первых автомобилей марки, иногда называют деноминацией. При создании модели 9-5 конструкторы и инженеры отошли от традиционного для Saab кузова хэтчбэк и представили четырёхдверный седан. Автомобиль имел просторный, роскошный салон и вентилируемые сиденья. В области безопасности Saab опять представил новинку — активные подголовники SAHR.

Saab 9-5, вышедший на новый уровень безопасности, в 1997 году сменил модель 9000.
Saab 9-5, вышедший на новый уровень безопасности, в 1997 году сменил модель 9000.

На смену Saab 900 в 1998 году пришёл автомобиль с индексом 9-3. Пассивная безопасность стала одной из основных черт нового 9-3. Также в 9-3 была усовершенствована подвеска, а оконные шторки безопасности, состоящие из двух частей, вошли в стандартную комплектацию. Всего было произведено 1100 изменений. Отличием Saab 9-3 стало и то, что это была первая модель в истории компании с турбодизельным двигателем.

В свою очередь, модель 900 уступила место на конвейере версии 9-3.
В свою очередь, модель 900 уступила место на конвейере версии 9-3.

В 1999 году Saab расширяет модельную линейку и представляет Saab 9-5 Wagon. Поручни для крепления груза, выдвигающийся пол багажного отделения и продольные брусья верхнего багажника обеспечивают неограниченные возможности для перевозки груза в этом автомобиле.

«Сарай» на базе Saab 9-5 появился в 1999 году и получил имя 9-5 Wagon.
«Сарай» на базе Saab 9-5 появился в 1999 году и получил имя 9-5 Wagon.

Концепт-кар Saab 9Х был представлен в 2001 году. 9Х объединяет особенности, которые присущи сразу четырём типам автомобилей: купе, родстер, универсал и пикап. Как отмечает производитель, Saab 9X — это спортивный, динамичный, функциональный автомобиль, который вобрал в себя всё самое привлекательное, что имеют машины марки Saab.

Всё, что пока не удалось реализовать в серийных автомобилях, Saab использовал в концепте 9X.
Всё, что пока не удалось реализовать в серийных автомобилях, Saab использовал в концепте 9X.

Постоянные усовершенствования и поиск приводят к очередному рестайлингу модели 9-5 в 2002 году. Появляется оригинальная фальшрадиаторная решетка, объединённая с бампером, что придаёт автомобилю необычный «самолётный» облик. Помимо внешнего облика Saab 9-5 М-2002 получил более мощный двигатель, усовершенствованную подвеску и пятиступенчатую автоматическую коробку передач. Всего было внесено 1265 изменений.

В 2002 году модель 9-5 подверглась лёгкому рестайлингу, а также получила более мощный движок.
В 2002 году модель 9-5 подверглась лёгкому рестайлингу, а также получила более мощный движок.

В 2002 году появляется совершенно новая модель 9-3. Отличительной особенностью нового 9-3 является кузов седан. Модель носит название Saab 9-3 Sport Sedan.

Новое поколение модели 9-3, появившееся в 2002 году, шведы позиционируют как спортивный автомобиль. Об этом говорит даже приставка к названию — Sport Sedan.
Новое поколение модели 9-3, появившееся в 2002 году, шведы позиционируют как спортивный автомобиль. Об этом говорит даже приставка к названию — Sport Sedan.

Продолжением модельного ряда нового поколения Saab 9-3 является кабриолет. В 2003 году появляется Saab 9-3 Convertible. Новый Saab 9-3 Convertible — по-настоящему всесезонный четырёхместный кабриолет, сочетающий в себе скандинавский стиль и уникальные инновационные возможности.

Новый кабриолет от Saab появился лишь в 2003 году. Им стал 9-3 Convertible, построенный на базе версии 9-3.
Новый кабриолет от Saab появился лишь в 2003 году. Им стал 9-3 Convertible, построенный на базе версии 9-3.

В 2005 году Saab представляет ещё одну новую модель семейства 9-3 с кузовом хэтчбэк — Saab 9-3 Sport Combi.

saab-30-

2006 год знаменателен следующими событиями:
Saab выпускает обновленный Saab 9-5 New. Модель представлена в кузовах седан и универсал;
на Женевском автосалоне-2006 Saab показывает концепт Aero-X;
семейство 9-3 получает новый двигатель V6 объёмом 2,8 л и мощностью 250 л.с.

Концепт Saab Aero-X сразил всех наповал на Женевском автосалоне-2006, а также стал предшественником будущих моделей этой легендарной шведской марки.
Концепт Saab Aero-X сразил всех наповал на Женевском автосалоне-2006, а также стал предшественником будущих моделей этой легендарной шведской марки.

Прототип Saab 92001 послужил отправной точкой для дальнейшего развития легендарной марки. Со дня торжественного показа первого прототипа прошло больше половины века, и компания Saab имеет прочную репутацию новатора. Инженеры, разрабатывающие дизайн и конструкцию автомобилей Saab, раз за разом удивляют автомобильный мир своими нетрадиционными решениями. В большинстве случаев их разработки в последующем широко применяются в автомобилестроении.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ