Знаете ли Вы, что…

Знаете ли Вы, что… Джеймс Бонд, агент 007, водил Saab 900 Turbo? Или что победитель гонок «Гран При» сэр Стирлинг Мосс (Stirling Moss) однажды играл роль штурмана для легендарного гонщика-раллиста Saab – Эрика Карлссона (Erik Carlsson)? И что компания Saab производила не только самолеты, но и сверхлегкие прицепы-«караваны»? Мы надеемся, что наши читатели – в какой бы области не лежали их интересы – сочтут этот материал, посвященный 60-летию Saab, увлекательным, познавательным и, кое в чем, даже удивительным. Именно этого Вы всегда вправе ожидать от бренда Saab.

Первый автомобиль Saab увидел свет 10 июня 1947 г. в столовой для служащих штаб-квартиры авиастроительной компании Linköping в Швеции. Это скромное событие ознаменовало рождение марки, которая впоследствии стала одним из главных международных брендов, который сегодня представлен более чем в 60 странах мира.

В честь предстоящего «бриллиантового» юбилея – 60-летия компании – Saab собрал своеобразное попурри из 60 небольших «драгоценностей». Они призваны проиллюстрировать страстную любовь Saab к автомобилям и традиционную верность принципам независимого мышления, которое неизменно вдохновляет Saab на создание новой продукции.
image003
1. Грета Моландер (Greta Molander), родившаяся в Швеции, начала участвовать в раллийных гонках в 1929 г. и стала первым пилотом, выигравшим для команды Saab приз в ралли «Монте-Карло». За рулем Saab 92 она завоевала «Женский кубок» (Ladies Cup) в 1952 г., за десять лет до того, как Эрик Карлсон добился двух своих побед в Монте-Карло.

2. На одном из этапов своей истории компания Saab занималась и судостроением. В 1044 г., когда война уже близилась к концу, авиастроительная компания Saab планировала в мирное время внести разнообразие в свою продукцию. Было построено некоторое количество алюминиевых лодок, в том числе несколько судов на подводных крыльях. Но, в конечном итоге, ставка была сделана на производство автомобилей.

3. Генеральный директор Saab страдал от болей в спине. Это печальное обстоятельство послужило причиной создания в 1971 г. инновационного устройства – водительского сиденья с электрообогревом. По утрам в холодную погоду боль усиливалась, поэтому инженеры Saab изобрели сиденье с нагревательным элементом, чтобы свести дискомфорт к минимуму. Результат оказался столь эффективным, что это решение стало использоваться в серийном производстве.
image005
4. Модель прототипа Saab 92 (выполненная в масштабе 1:10) в 1946 г. была испытана в аэродинамической трубе. В то время подобное испытание автомобиля было весьма необычным, но для авиастроительной компании это была та самая «привычка – вторая натура». В результате прототип имел исключительно низкий для серийного автомобиля коэффициент аэродинамического сопротивления, равный всего 0,32. Эта цифра остается конкурентоспособной даже сегодня.
image007
5. Подобно тому, как это обстояло с «моделью Т» компании Ford, поначалу покупатель мог приобрести Saab 92 любого цвета – если этот цвет бутылочно-зеленый. Такая краска в избытке имелась на армейских складах после окончания войны. Возможность выбора цвета автомобиля Saab не предлагал до 1952 г.
image009
6. В 1993 г. на автомобилях Saab появилась функция, традиционная для самолетных кокпитов. На панели управления Saab 900 стали высвечиваться только те приборы и символы, которые отображали информацию, необходимую водителю в данный момент. Эта инновационная функция – «ночная панель» – помогала водителю сосредоточить внимание на дороге, отключая подсветку всех приборов, кроме спидометра и важнейших сигнализаторов.
image011
7. Доктор Пер Жилбранд (Dr Per Gillbrand) – признанный «гуру» в разработке двигателей Saab и «отец» серийных двигателей с турбонаддувом – очень просто объяснял свою склонность к турбокомпрессорам. «На всех двигателях имеется масляный насос, топливный насос и жидкостный насос», – говорил он. – «Почему бы не быть и воздушному насосу, которым, по сути, является турбокомпрессор? По-моему, странно, что он есть не на каждом двигателе».

8. В 2000 г. компания Saab организовала, возможно, самую «возвышенную» в мире презентацию автомобиля – Saab 9-5 Aero Wagon. Она прошла в США, на взлетно-посадочной полосе горнолыжного курорта близ Нью-Мексико, на высоте 2650 м над уровнем моря. Журналистам было предложено выполнить разгон автомобилей: нового Saab и мощных моделей конкурирующих марок. Результаты испытания показали, что система управления двигателем Saab Trionic смогла поддерживать высокие характеристики двигателя с турбонаддувом, несмотря на разреженный воздух на большой высоте. Поэтому Saab оставил позади прочие автомобили.

9. В 1996 г., чтобы сохранить в секрете появление новой модели Saab 99, испытание прототипов на долговечность проводилось внутри старого самолетного ангара. Тест проводился без остановок – прототипы несколько дней подряд «намытывали» круг за кругом, чтобы оценить выносливость карданного вала.
image014
10. «Бестселлером всех времен» в истории Saab по-прежнему остается классическая модель 900 первого поколения. Всего за период с 1978 по 1993 г. было продано 908817 таких автомобилей, из них 48888 кабриолетов (Convertible). И сегодня, спустя 13 лет с момента прекращения производства, его нередко можно увидеть на дорогах. Это один из самых харизматических автомобилей Saab. Несколько экземпляров данного автомобиля – одного из самых харизматических автомобилей Saab – хранятся у коллекционеров, но в большинстве они служат своим владельцам для ежедневных поездок. Надежность и долговечность, свойственная автомобилям Saab, позволяет им достигать необычайно большого пробега.
image016
11. В 2006 г. суммарный объем продаж Saab Convertible превысил отметку в четверть миллиона единиц – спустя 20 лет с момента его начала продаж. Эта цифра подтверждает заметную роль Saab в европейском сегменте открытых автомобилей. На многих рынках кабриолет Saab стал самой продаваемой моделью в своем классе.

12. Когда начинает работать кинокамера, в разворачивающейся интриге нередко принимает участие Saab Convertible. Джек Николсон («Лучше не бывает»), Мэтт Дэймон («Превосходство Борна»), Ричард Гир («Окончательный анализ»), Пол Джаматти («Побоку»), Джерри Сейнфелд (Jerry Seinfeld) (ТВ-шоу Сейнфенлда) и Риз Уизерспун («Стильная штучка») – все они появлялись на экране в кабриолетах Saab.

13. Еще в 1952 г. компания Saab установила новый стандарт в автомобилестроении, поместив в модели Saab 92 топливный бак внизу, между задними колесами. Такое положение надежно защищает бак в случае удара автомобиля и улучшает распределение весовой нагрузки по осям.

14. В 1991 г. появилось еще одно решение Saab, которое затем стало общепринятым стандартом: для нового Saab 9000CS были предложены удобные вещевые карманы на передней стороне подушек передних сидений. Эту идею охотно «позаимствовали» многие другие производители автомобилей.
image018
15. Плавное разворачивание подстаканника Saab 9-5, вызывающее ассоциации с хореографией, произвело на журналиста из британской газеты «Times» такое впечатление, что он сравнил подстаканник с истребителем Saab Gripen, выпускающим шасси перед посадкой.

16. Инженеры Saab, говоря о технологии турбонаддува, обязательно упоминают плавное нарастание тягового усилия без чрезмерного повышения частоты вращения вала двигателя. Фактически, плоская и растянутая кривая графика крутящего момента, характерная для двигателей Saab с турбонаддувом, часто уподобляется плато Ayers Rock в Австралии, которое имеет похожую форму.
image020
17. Гуннар Лунгстрем (Gunnar Ljungström), инженер-авиастроитель, возглавлявший работу над конструированием Saab 92, сохранил новаторский дух и после того, как оставил работу в Saab. В свои 80 лет он сконструировал деревянный стул, который легко превращается в лестницу – полезный предмет в доме, где есть пожилые люди. Такие стулья выпускала одна компания в Троллхеттене, родном городе Saab.
image022
18. Традиционное расположение замка зажигания между передними сиденьями автомобилей Saab объясняется несколькими вескими причинами. Эргономичный дизайн рабочего места водителя, унаследованный от оформления кокпита самолетов Saab, определил это удобное положение – вблизи от рычагов переключения передач и стояночного тормоза. Кроме того, в случае аварии такое положение снижает риск травм коленей водителя. Поэтому тот факт, что в самолете большинство органов управления также сосредоточено на центральной консоли – не случайное совпадение.
image024
19. В 1985 г., задолго до того, как стала актуальной идея «экологически чистой» энергии, появился первый концепт-кар Saab EV-1, оборудованный солнечными батареями. Они использовались как источник энергии для вентилятора, в жаркую погоду поддерживающего прохладу в салоне припаркованного автомобиля. Помимо этого, на концепте имелись встроенные «самовосстанавливающиеся» бамперы и функция «ночной подсветки» панели управления – обе эти особенности впоследствии появились на серийных автомобилях.
image026
20. Конструкция инновационных задних багажных брусьев, которыми оборудован Saab 9-5 SportCombi, навеяна рельсами на полу салона пассажирских самолетов (к этим рельсам крепятся сиденья). Багажные брусья настолько прочны, что способны выдержать вес всего автомобиля – это было продемонстрировано в 1998 г. на презентации автомобиля для британской прессы. Тогда автомобиль (правда, не заправленный эксплуатационными жидкостями) был поднят краном на крюках, присоединенных к багажным брусьям.
image002
21. Потрясающий концепт-кар Aero X 2006 г. использовал «авиационное» наследие компании Saab, чтобы обеспечить водителю обзор на 180º. С этой целью передняя часть кузова была выполнена в виде фонаря самолетной кабины, благодаря чему стали ненужными стойки ветрового стекла и даже стойки дверей. Благодаря волнующему дизайну Aero X завоевал почетное звание «Лучший автомобиль шоу» от американского журнала «Autoweek» на своем дебюте в Женеве, а также награду «Концепт-кар года» в Великобритании.
1692043
image034
22. Имя бренда «Saab» является сокращением от «Svenska Aeroplan Aktiebolaget» – т.е. Шведская авиастроительная компания, Лимитед, основанная в 1937 г. В начале истории бренда Saab его фирменным знаком было стилизованное самолетное крыло. Его и сегодня можно видеть на радиаторных решетках современных моделей, как дань уважения к уникальной «авиационной» истории Saab.
image036
23. Согласно популярной легенде, ни один из 16 членов команды, работавшей над созданием первого автомобиля Saab, не имел водительских прав. Хотя это не вполне соответствует истине, у большинства из них прав на управление автомобилем действительно не было, поскольку они изначально получали образование инженеров-авиастроителей. Права были только у руководителя проекта Гуннара Лунгстрема (Gunnar Ljungström) и у водителя-испытателя Рольфа Меллде (Rolf Mellde).

24. Название «92» было выбрано для первой модели автомобиля Saab не случайно: эта цифра была следующей в ряду продуктов Saab, которыми (до этих пор) являлись гражданские самолеты. Так, Saab 91 был двухместным учебным самолетом, а Saab 90 – 24-местным пассажирским самолетом.

25. Сикстен Сэсон (Sixten Sason), дизайнер ранних моделей Saab (от первого 92 до новаторского Saab 99), был примером для всех, кто посвятил себя нарождающемуся искусству промышленного дизайна. В качестве внештатного сотрудника он также разработал дизайн первой камеры Hasselblad, мотоциклов Husqvarna и товаров для дома марки Electrolux.
26. На стене одного из домов в Троллхеттене, родном городе Saab, изображены картины из скандинавской жизни, в числе которых – большой рисунок Saab 92 с подписью Сикстена Сэсона. Этот эскиз датируется 1955 г. Как принято считать, он был сделан Сэсоном во время вечеринки, проходившей в этом доме.
image038
27. «Четырехмерный» концепт-кар Saab 9X, премьера которого состоялась в 2001 г. на Автосалоне во Франкфурте, был признан «Лучшим концепт-каром» 2002 г. по итогам конкурса Европейского автомобильного дизайна среди автомобилестроительных компаний, дизайн-студий и поставщиков. Для инновационного 9Х были предложены четыре стильных варианта кузова: купе, родстер, универсал и пикап, построенных на базе единой универсальной архитектуры.
image040
28. Необычный аксессуар под названием «Toppola Camper» был очень популярен в Швеции среди владельцев хэтчбеков Saab 99 и «классических» Saab 900. Он мгновенно превращал эти автомобили в дома на колесах: с кухонной плитой, отопителем, жилой комнатой и двуспальной кроватью. Весь этот модуль, напоминающий рюкзак для автомобиля, присоединялся к кузову на место демонтированной задней двери.

29. Формой для стальных панелей кузова первого прототипа Saab (92.001), построенного в 1946 г., послужили деревянные скамейки, какие стоят в конюшнях. Очевидно, такая поверхность обладала «правильным» сопротивлением и обеспечивала рабочим нужную атмосферу для их труда. Изготовленная ранее полноразмерная деревянная модель автомобиля вместо краски была покрыта сияющим черным гуталином.
image042image044image048
30. «Неизвестные» номера моделей Saab – 94, 97 и 98 – были использованы для обозначения проектов автомобилей, один из которых даже пошел в промышленное производство. Проектом под номером 94 был двухместный спортивный автомобиль Sonnet 1. Шесть опытных экземпляров этой модели были построены в 1956 г. Номер 97 был присвоен спортивным купе Sonett II и III, выпущенным в 1966-74 гг. Номером 98 стал прототип, сконструированный в 1974 г. – версия универсала Saab 95, но с кузовом «хэтчбек». Однако прогнозируемые объемы продаж этих моделей посчитали недостаточными, чтобы оправдать расходы на их серийное производство.
image050
31. Эрик Карлсон (Erik Carlsson) заработал прозвище «On The Roof» («живущий на крыше») на первых раллийных гонках в Швеции. Оно, само собой, позаимствовано из детской книги «Карлсон, который живет на крыше» шведской писательницы Астрид Линдгрен. Может быть, еще одной причиной для такого прозвища послужила новая техника «вращения», которую Эрик и его штурман Гуннар Палм (Gunnar Palm) изобрели, чтобы во время ралли-сафари вытащить застрявший в грязи автомобиль.
image052
32. Стен Веннло (Sten Wennlo), генеральный директор Saab в 70-е годы, был ярым сторонником разработки двигателей с турбонаддувом. После засекреченного ночного тест-драйва автомобиля с турбированным двигателем он остановился возле киоска с хот-догами и позвонил в технический отдел, чтобы дать «зеленый свет» запуску двигателя в производство. Позже владелец этого киоска стал первым покупателем автомобиля Saab, оснащенного двигателем с турбонаддувом.

33. В 1957 г. в прессе была опубликована рекламная фотография, иллюстрирующая «соблазнительные» качества Saab 93, которая вызвала в Швеции противоречивую реакцию. На фото была изображена молодая пара, укладывающаяся на ночь на разложенных автомобильных сиденьях – и женщина явно не носила обручального кольца. Это факт вызвал общественный протест, поэтому пришлось срочно нарисовать кольцо на пальце женщины.
image054
34. В 1986 г., а затем в 1996 г. автомобили Saab штурмовали скоростную трассу Talladega в США, установив ряд рекордов скорости и долговечности для серийно выпускаемых автомобилей. В 1986 г. победивший Saab 9000 с турбированным двигателем покрыл 100000 км, останавливаясь только для сервисного обслуживания, дозаправки, замены шин и смены водителя. Средняя скорость автомобиля составила 213 км/ч. Через десять лет самый быстрый Saab 900, оснащенный двигателем с турбонаддувом, прошел 40000 км со средней скоростью свыше 226 км/ч.

35. Еще одно «пропущенное» обозначение модели Saab – «78 Saab» –стало названием популярной австралийской группы, исполняющей «легкий» рок, которая возникла в 2005 г. Выбор названия объясняется тем, что в период поисков эффектного имени для группы один из ее участников был владельцем Saab 1978 г.

36. В начале 70-х годов Saab приобщился к международной спонсорской деятельности, поддерживая подающих надежды молодых шведских спортсменов. Так, Saab помог теннисисту Бьорну Боргу (Björn Borg) и лыжнику Ингемару Стенмарку (Ingemar Stenmark) встать на путь к международной славе. Спортсмены не остались в долгу: под зонтиком с надписью «SuperSwedes» («Супер-шведы») они принимали участие в презентации Saab 99 Turbo.
image056
37. Джеймс Бонд, особый агент 007, пользовался Saab 900 Turbo в первых трех романах, написанных Джеймсом Гарднером в 1981-85 гг., после смерти создателя Бонда – писателя Яна Флеминга. Точная копия автомобиля агента 007, носящая имя «Silver Beast» («Серебряная бестия»), была изготовлена компанией Saab для промоушен-акций, а теперь она демонстрируется в «Музее Saab». К особенностям этого автомобиля относятся встроенный сотовый телефон (позволяющий принимать текстовые сообщения) и трубки для выброса слезоточивого газа.

38. Легенда GP – сэр Стирлинг Мосс (Stirling Moss) – приходится сводным братом Эрику Карлсону. Кроме того, во время Ралли Сафари в 1965 г. он был штурманом Эрика. Во время гонки они потеряли дорогу и были вынуждены прекратить борьбу, но это произошло не по вине Стерлинга – причиной стала неисправность навигационного оборудования.

39. В 1980 г. компанией Saab был снят оригинальный фильм для рекламных целей. В нем показывалось, как «звезда» теннисного спорта Бьорн Борг (Björn Borg) и «звезда» ралли Стиг Бломквист (Stig Blomqvist) справляются с «чужим» делом. Борг показывал Бломквисту приемы тенниса, а тот, в свою очередь, обучал Борга «высшему пилотажу» в управлении автомобилем. Впоследствии Борг рассказывал, что этот опыт так потрепал ему нервы, как ни одно другое событие в жизни. Зато Борг на раллийной трассе смотрелся значительно лучше, чем Стиг на теннисном корте.
image058
40. В 60-е годы Saab в ограниченных количествах выпускал небольшие прицепы-«караваны» под названием «SAABO». Несколько этих прицепов – простых и легких, но удивительно многофункциональных – сохранились до наших дней и высоко ценятся коллекционерами. SAABO часто можно увидеть на встречах владельцев классических моделей Saab, где эти прицепы вносят свой вклад в неповторимую атмосферу, а заодно позволяют своим хозяевам экономить на гостинице.
image060
41. Члены высшего руководства Saab в настоящее время участвуют в испытаниях Saab AlcoKey – инновационного устройства, предотвращающего пуск двигателя автомобиля, если содержание винных паров в воздухе, выдыхаемом водителем, превышает предельно допустимую норму. Добровольцы из компании Saab – это только некоторые участники обширной программы испытаний AlcoKey в Швеции. Это устройство уже было отмечено наградой Шведского автомобильного общества в 2006 г. – как новое решение, способствующее повышению безопасности движения.

42. Философия Saab, основанная на принципе обеспечения безопасности в условиях реальной жизни, унаследована из «авиационного» прошлого компании – ведь в авиации безопасность пилота и экипажа всегда являлась приоритетом. Сегодня в базе данных Saab содержатся сведения о более чем 6100 реальных дорожно-транспортных происшествиях с участием автомобилей Saab. Первое из этих событий, когда в аварию попал водитель-испытатель Saab, датировано 1948 г.

43. Самым быстрым автомобилем за всю историю Saab стал 9-3 Sport Sedan, оснащенный 2,8-литровым двигателем V8 с турбонаддувом, развивающим максимальную мощность 280 л.с. Этот двигатель также может устанавливаться на модели 9-3 SportCombi и 9-3 Convertible. В утонченной конструкции двигателя использована современная технология турбонаддува. Она основана на богатом опыте, накопленном Saab почти за 30 лет с момента выхода первых 99 Turbo.

44. В 1982 г. Saab стал первой автомобилестроительной компанией, использующей для производства тормозных колодок и дисков сцепления новые материалы, не содержащих асбеста. В 1991 г. Saab вновь стал пионером автомобильной индустрии – речь идет об устранении фреона из системы кондиционирования воздуха.
image062
45. В 1996 г. спортивная модель Sonett 1 из Музея Saab, за рулем которого находился Эрик Карлсон, установила новый шведский рекорд скорости – 159,4 км/ч. Рекорд был установлен на автомобиле обычной «дорожной» комплектации ровно 40 лет спустя после того, как он сошел с конвейера. Все шесть экземпляров Sonett 1, которые были выпущены, существуют и сегодня; два из них находятся в «Музее Saab».
image074
46. Saab 9-5 BioPower – единственный в мире автомобиль, работающий на биоэтаноле, который обеспечивает высокую мощность и эффективность двигателя, а также пониженный уровень выбросов CO2. Двигатель Saab с турбонаддувом позволяет использовать и топливо с более высоким октановым числом, чем у E85. Автомобиль с таким двигателем способен работать на бензине и/или топливе, получаемом из возобновляемых источников (вроде топлива E85, содержащего 85 % биоэтанола и 15 % бензина).

47. Для эффективной защиты пассажиров при опрокидывании автомобиля стойки и верхняя часть рамы ветрового стекла современного кабриолета Saab 9-3 Convertible сделаны настолько прочными, чтобы выдерживать суммарную нагрузку 3,5 тонны – это в 2,2 раза больше веса автомобиля.

48. Saab сконструирован таким образом, чтобы помочь пассажирам «отделаться легким испугом» при столкновении с диким лосем. Имитирующий такую аварию «лосиный тест» Saab разработан в середине 80-х годов: автомобиль на скорости 70 км/ч передней частью ударяет манекен массой 350 кг, изображающий лося. Столкновение с крупными дикими животными – относительно частое явление на сельских дорогах Швеции, поэтому введение в программу испытания автомобиля такого теста типично для подхода Saab к обеспечению безопасности в реальных условиях.

49. Чтобы выиграть свое третье Ралли RAC в 1962 г. в Великобритании, Эрику Карлсону пришлось огорчить владельца Saab 96, «похитив» компонент подвески с его припаркованного автомобиля – она понадобилась Эрику для замены сломанной детали раллийного автомобиля. Позже эти двое любителей Saab стали друзьями.

50. Самым «экстремальным» достижением Saab 9-3 Sport Sedan стало выступление Пера Эклунда (Per Eklund) на чемпионате Европы «ралли-кросс» на Saab c 550-сильным двигателем. Этот автомобиль, оснащенный системой полного привода, способен разогнаться от 0 до 100 км/ всего за 2,2 с – т.е. быстрее, чем болиды Формулы 1.

51. Философию Saab, основанную на обеспечении безопасности в условиях реальной жизни, наглядно демонстрирует уникальная «маятниковая» конструкция средней («В») стойки кузова моделей Saab 9-3 и 9-5. В случае удара автомобиля сбоку стойки помогают отвести энергию удара от пассажирского салона.
image066
52. В 1997 г., с появлением активных подголовников Saab (SAHR) на модели 9-5, Saab стал лидером автомобильной индустрии в разработке систем, обеспечивающих защиту от травм шейных позвонков пассажиров при ударе автомобиля сзади. Результаты соответствующего исследования Saab были опубликованы в американском журнале «Trauma» («Травма») в 2003 г. Количество тяжелых травм шейного отдела позвоночника на автомобилях Saab, оснащенных SAHR, снизилось на 75 % – очень впечатляющая цифра – по сравнению с более старыми моделями, на которых отсутствовала система SAHR.

53. Saab создал первый гибридный автомобиль, полностью свободный от выбросов вредных веществ, возникающих при сгорании ископаемого углеводородного топлива. Это концепт-кар Saab BioPower Hybrid, построенный на базе 9-3 Convertible и дебютировавший на Автосалоне в Стокгольме в 2006 г. В его конструкции сочетаются генератор электрической энергии и двигатель с турбонаддувом, работающий на 100% этаноле. Эта модель стала также первым в мире гибридным кабриолетом с мягкой крышей.

54. Компанией Saab уже создан двигатель, работающий на различных типах топлива, в частности, на чистом этаноле E100, полностью исключающем содержание CO2 в отработавших газах двигателя. Новейшая технология реализована в двигателе мощностью 400 л.с. Этот двигатель, оборудованный турбокомпрессором с двойной улиткой, установлен на отмеченном наградами концепте Aero X 2006.

55. По расчетам специалистов Saab, при среднегодовом пробеге 15000 км модель 9-5 BioPower, используя топливо Е85 (содержащее 85 % этанола и 15 % бензина), сэкономит около 1060 л бензина (по сравнению с обычным бензиновым двигателем). Это существенно снизит количество выбросов в атмосферу CO2, образующегося при сгорании ископаемого углеводородного топлива.

56. Бизнесмен-миллиардер сэр Ричард Бренсон (Richard Branson) водит Saab 9-5 BioPower, чтобы продемонстрировать свой вклад в дело создания «экологичных» автомобилей. Принадлежащая Бренсону компания Virgin Group планирует в течение следующих 10 лет инвестировать 1,6 миллиарда британских фунтов в исследование и разработку биотоплива, в том числе, биоэтанола, для нужд транспорта.

57. К инновационным продуктам Saab, не вошедшим в коммерческое производство, относится термоаккумулятор, который может запасать тепловую энергию двигателя и использовать ее при «холодных стартах». Специалисты Saab изобрели также «сумку», способную в течение короткого времени собирать отработавшие газы двигателя, чтобы повторно использовать их до тех пор, пока каталитический нейтрализатор не прогреется до рабочей температуры. Проблемы установки этих устройств и их размещения в автомобиле пока не дают использовать их в промышленном производстве.

58. С момента начала промышленного производства автомобилей Saab в 1949 г. всего было выпущено свыше четырех миллионов единиц. Четырехмиллионный автомобиль – 9-3 SportCombi – сошел с конвейера в июне 2005 г., и сегодня он находится в Музее Saab. Производство Saab регулярно устанавливает новые «вехи». Миллионный автомобиль – Saab 99 Combi Coupé – был выпущен в январе 1976 г., двухмиллионный – Saab 9000 Turbo – в марте 1987 г., а трехмиллионный – Saab 9-5 Sedan – в октябре 1997 г.

59. В США есть Saab Turbo 1989 г., пробег которого превысил один миллион километров – как будто этот автомобиль 40 раз объехал вокруг Земного шара. Владелец Петер Гилберт (Peter Gilbert) планирует поместить свой автомобиль в местный автомобильный музей в штате Висконсин.

60. Saab отмечает свой «бриллиантовый» юбилей рекордными объемами продаж на мировом и европейском рынках. В 2006 г. в мире было продано более 130000 автомобилей Saab, из них 80000 – в Европе. Инновационные концепт-кары, такие как Saab Aero X и Saab BioPower Hybrid, указывают на захватывающие будущие перспективы бренда. А благодаря продукции, ориентированной на новые сегменты автомобильного рынка, можно надеяться, что следующие 60 лет истории Saab будут еще богаче событиями.

Похожие записи: